Психология предпринимательства-стр.197

Вместе с тем, наблюдая за поведением, манерами и образом мысли сегодняшних западных предпринимателей, особенно из числа потомственных, сегодняшних западных политиков, мы должны помнить, что где-то в глубинах их сознания лежит тот неизгладимый след, который оставила в них аскетическая этика протестантизма. Мы должны помнить, что дух аскетического рационализма явился продуктом сложнейших процессов религиоз-но-культурного и шире - социокультурного характера. В этом выводе и состоит один из уроков, который может быть полезен для нас. Его можно свести, в частности, к трем основным моментам.

Во-первых, к констатации обязательного наличия замкнутых добровольных объединений непрофессионального характера. Вообще говоря, свободный рынок всегда предполагает клановое устройство общества; одиночка, оставшийся вне клана, обречен быть аутсайдером. Можно сказать, что каково качество кланов (замкнутых добровольных союзов), таково и качество общества. Рациональное рыночное хозяйство требует особого качества клановости, особого ее духа. Таким образом, во-вторых, важнейшим является складывание через посредство культуры соответствующей этической системы, определяющей жизненное поведение, хотя бы относительно небольшой части населения. Как принято говорить в подобных случаях, важна “закваска”. В-третьих, если даже допустить, что рациональное предпринимательство является универсальной техникой, нейтральной в историко-культурном и религиозно-нравственном отношении, то психологическая мотивировка к нему такой нейтральностью не обладает: она существенно определяется особенностями культуры и религиозно-нравственных традиций. Иначе говоря, если технике современного предпринимательства в принципе можно научить каждого, то формирование внутренней мотивировки - процесс гораздо более сложный в глубинный. Он требует особых предпосылок, лежащих в культуре данного общества, его религиоз-но-нравственных традициях. Кстати, без соответствующей мотивировки, а значит, без опоры на традиции данного общества, сама техника неизбежно будет “хромать”, а усвоение ее окажется сопряженным со многими трудностями.