Психология предпринимательства-стр.196

Главным аргументом в пользу соответствия духа рационального рынка вероучения протестантских сект является, конечно, этическое содержание учения. Его обобщающий мотив состоит в преодолении разрыва между мирской деятельностью и религиозной. Этот разрыв, в известной мере, свойственный христианству вообще, нередко приводил к проповеди отрешенности от мира, осуждению всякого бытостроительства и отрицательному отношению к социальной деятельности профессиональной, политической и т.п., что рассматривалось как нечто совершена третьестепенное, не имеющее отношения к спасению, как “суета сует”. В протестантизме социальная и профессиональная деятельность столь же угодна богу, как и молитва. Рациональное преобразование общества и космоса в целом выступает безусловным религиозным долгом верующего, ибо космос по библейскому откровению и по самой природе вещей, очевидно, предназначен для того, чтобы идти на пользу роду человеческому.

В этике протестантизма осуществлен значительный переворот, если сравнивать ее с предшествующей христианской этикой, прежде всего католической. Протестантская этика как нельзя лучше соответствовала этосу буржуазного предпринимательства и рациональной организации труда. Конечно, перед нами здесь исторический аспект проблемы, ибо речь идет о том, как исторически утверждался дух капитализма в Западной Европе и Северной Америке. Описанные процессы имели место в XVII-XVIII веках и связаны с ролью кальвинизма, пиетизма, методизма и других направлений. По ряду совершенно понятных причин, сегодняшнее состояние в отношении факторов, способных создавать и воспроизводить дух аскетического рационализма радикально отличается от природы первичного зарождения этого духа. Современное западное общество порождает необходимый дух в том числе и без специального обращения к религии.