Психология предпринимательства-стр.195

Современное положение наполненности общества светскими объединениями и клубами в большой степени является продуктом секуляризации добровольных религиозных объединений -сект. Именно последние явились прототипом светских объединений. Кроме того, в свое время секты, а именно протестантские, немало способствовали возникновению духа капитализма.В сектах объединялись, разумеется, соратники по вере, а не по делу, т.е. соблюдался принцип, свойственный добровольным культурно-досуговым объединениям более позднего периода. В протестантских же сектах к тому же складывался особый дух, обусловленный спецификой религиозного вероучения протестантизма.

Религиозная догматика занята по преимуществу собственными проблемами. Она не может в силу своей природы выступать в пропагандистской роли. Но в этом как раз и состоит ее преимущество с рассматриваемой точки зрения: взгляды верующих на : мирские проблемы и их поведение религией не навязываются. Они остаются продуктом собственного выбора индивидов. Главное, что обеспечивается вероучением, это определенная психологическая мотивировка жизненного поведения. Обретение решимости что-либо совершить и тем более - исполнить свое жизненное предназначение, - всегда связано с тем, что Кьеркегор называл “мужеством веры”. Специфика вероучения протестантизма, прежде всего, кальвинизма и связанных с ним сект, по Веберу, обеспечивала психологическую мотивировку, адекватную духу капитализма. Косвенно это может подтвердить и тот факт, что страны, где дух аскетического рационализма утвердился в первую очередь - это страны по преимуществу протестантские. В то время как там, где традиционный каталицизм господствовал безраздельно (Италия, Испания, Латинская Америка), становление рационального рынка происходило медленнее и с гораздо большими трудностями (в том числе, разумеется, и по целому ряду иных причин). О православии в его отношении к духу аскетического рационализма стоит сказать особо, что будет сделано ниже.