Психология предпринимательства-стр.189

Второй важный для постановки вопросов момент состоит в том, что описываемый нами дух принципиально не может быть насажден одной только пропагандой. Возможности пропаганды или шире - культуртреггерства здесь ограничены (хотя и не следует отказываться от такой пропаганды - если бы наши средства массовой информации были бы к ней способны). Говоря более точно, культурная работа по распространению и внедрению в массовое сознание духа аскетического рационализма может быть успешной лишь при соблюдении одного условия. Только в сочетании с ним она может быть эффективной. М. Вебер связывает это условие с наличием замкнутых групп людей -религиозных, по преимуществу, протестантских сект. Однако прежде чем перейти к этому аспекту, привлечем внимание читателя к одному обстоятельству.

Сегодня все более очевидно, что в тех структурах, которые по своему формальному статусу являются новыми, сохраняются в целом старые порядки, старые отношения, прежний дух. Происходит обычный перенос старого в то, что формально является новым. Не секрет, что в новых фирмах, кооперативах, коммерческих структурах наблюдаются бюрократизация, уравниловка, грубость и хамство, процветают отношения по принципу личной преданности, а не деловых качеств. При отсутствии партийной и иных организаций, бывших ранее источником склок и взаимных подозрений (хотя нередко и сдерживавших резкие формы их проявлений), здесь бушуют страсти гораздо большего размаха, чем это было некогда на государственных предприятиях и в учреждениях. В этих условиях не приходится, конечно, и говорить о достижении сколько-нибудь значимого положительного общественного эффекта.