Психология предпринимательства-стр.188

Таким образом, дух капитализма коренным образом отличается от алчности, которая была и видимо будет присуща людям во все времена. Беззастенчивое добывание денег - такое добывание, которое не знает никаких моральных ограничений, -не имеет ничего общего с духом капитализма. Отнюдь не те люди, которые питают непреодолимую “к злату проклятую страсть” и готовы ради прибыли служить самому дьяволу, составляли и составляют до сего дня опору рационального рыночного хозяйства. Безудержное, свободное от каких бы то ни было норм приобретательство существовало на протяжении всей человеческой истории: для рационального рынка же нужен особый дух. Так по крайней мере думал М. Вебер, ходу рассуждений которого мы следовали в предыдущем изложении.

Вполне очевидно, что коперникианский переворот, произведенный капиталистическим духом, не столь легко укладывается в рамки нашего сознания. Это вполне понятно и объяснимо. Однако заметим, что работа Вебера вышла в 1905 г. Поэтому новостью эти идеи являются только для нас. А если уж рыночные отношения становятся и нашей судьбой, то стоит, видимо, повнимательнее отнестись к существующим исследованиям и их результатам. Даже самые поверхностные наблюдения за первыми шагами рынка у нас говорят о почти полном отсутствии духа капитализма как его понимал М. Вебер, т.е. духа аскетического рационализма. За него ошибочно принимается нечто прямо противоположное. Возникнет ли он у нас? Каковы возможные источники его возникновения?

Чтобы поставить эти вопросы придется, во-первых, отрешиться от того взгляда, что соответствующий дух возникнет как автоматическое следствие рыночных экономических отношений. Конечно, когда последние уже сложились, приобрели развитую форму, заняли в обществе доминирующее положение, через их посредство общество пропитывается соответствующим духом. Он здесь во всех порах общественного организма. Современно му американцу незачем обращаться к трудам Б. Франклина или кого-либо еще, незачем специально знакомиться с моральными заповедями: с самого детства, а затем с момента включения в деловую жизнь дух капитализма охватывает его буквально со всех сторон; без соблюдения требований этого духа перспективы серьезной карьеры обречены на неудачу. Иное дело -начальная фаза складывания капиталистических отношений. В этом случае дух аскетического рационализма должен быть пред-задан, наличествовать хотя бы в виде некоторых зачатков. Он должен существовать в виде умонастроения определенных групп людей - пусть не очень многочисленных.