Психология предпринимательства-стр.187

С точки зрения восприятия, не затронутого духом капитализма - в том числе нашего, - такой переворот выглядит бессмысленным и нелепым. Но следует тем не менее настойчиво подчеркнуть, что он является необходимым лейтмотивом рационального рынка, важнейшей составляющей его духа: жить ради того, чтобы накапливать, отказывая себе во всем, экономя каждую минуту, рассчитывая каждый шаг. Какой же смысл в такой жизни? Очевидно, что ответ может быть только один. Отказываясь от жизненных наслаждений, лежащих за пределами бизнеса или выступающих его результатом, человек находит удовлетворение по преимуществу непосредственно в бизнесе. Интерес теперь для него представляет прежде всего сам бизнес, само дело, успешность которого лишь внешне определяется количеством приобретенных материальных благ.

Главным качеством личности становится то, о которым, по свидетельству Франклина, он постоянно слышал от своего отца, старого кальвиниста: “Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями”. Проворность, а иначе - деловитость человека, следующего своему призванию, т.е. избранному делу, бизнесу; приобретение денег - при условии, что он достигается законным путем, - вот что составляет альфу и омегу морали Франклина. Понимаемая таким образом, она логически ведет к тому, что на первое место выдвигается требование профессионализма.

Исполнение профессионального долга и одновременно получение удовлетворенности от своего профессионализма, критерием которого могут служить материальное благополучие и уважение общества, наполняют жизнь особым смыслом. Для такой жизни главным становится систематическое и рациональное стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии. Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, - не говоря уже о наслаждении богатством, бездействии и плотских утехах. Погоня за деньгами как самоцель прямо вытекает из требований успешного ведения капиталистического хозяйства. В самом деле, вполне очевидно, что для того, чтобы вести дело, надо иметь волю к тому, чтобы не тратить весь доход на личное или семейное потребление, а непрестанно вкладывать деньги в будущее, в расширение производства, ориентироваться на перспективу.