Психология предпринимательства-стр.186

Проповедь Б. Франклина действительно выражает не просто свод правил житейского поведения. В ней излагается определенная этическая система. Правила поведения отличаются тем, что им можно следовать или не следовать, но последний случай не рассматривается как нарушение морального долга, отклонение от смысложизненных ориентации. Этическая же система предлагает индивиду обоснование смысла жизни. Это обоснование выступает в качестве этической нормы, регулирующей весь уклад жизни, отклонение от которой рассматривается не только как глупость или оплошность, но и как нарушение долга. Именно как моральная (этическая) система проповедь Франклина может быть рассмотрена в качестве выражения духа капитализма. Правда, на первый взгляд может показаться, что, например, пунктуальность, честность, скромность выступают у Франклина только в служебной роли, т.е берутся с точки зрения их полезности. Добродетелями они являются как бы только вследствие их полезности. Но если бы это было так, то и видимость честности, скромности и т.д. ценились бы столь же высоко - ведь главное, чтобы был достигнут эффект полезности. Но суть именно в том, что Франклин ратует не за видимость добродетели, а за добродетель как таковую. Именно поэтому перед нами моральная система, а не обычные житейские правила.

Центром этой системы, ее ядром является идея, знаменующая собой своеобразный коперникианский переворот по отношению к предшествующей “докапиталистической” этике: “теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни”. Все гедонистические и эвдемонические моменты отметаются. Нажива становится самоцелью. Употребив слово “нажива”, обратим внимание на то, что в результате длительных идеологических мутаций это слово в нашем языке стало чем-то вроде ругательства. Но ведь происходит оно от “наживать” и изначально не содержит в себе ничего отвращающего. Утверждение, что нажива становится самоцелью означает не что иное как то, что человек теперь ориентирован не на жизненные наслаждения, не на потребительство, комфорт и т.д. Он целиком и полностью ориентирован на приобретательство и накопительство. Подчиняя им свою жизнь, он неминуемо должен быть.... аскетом.