Психология предпринимательства-стр.183

В.Ф. Шаповалов

Откуда придет “дух капитализма”? (О духовно-культурных предпосылках рациональных рыночных отношений)1

Выражение, взятое в кавычки, принадлежит, как известно, одному из выдающихся мыслителей XIX - начала XX веков немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920). Его фундаментальная работа “Протестантская этика и дух капитализма” (1905), давно считающаяся классической на Западе, стала широко доступной нашей общественности относительно недавно. М. Вебер в своем труде утверждает и доказывает: обществу, чтобы стать капиталистическим, нужно иметь особый тип сознания, людей с особым складом мысли и поведения, с особым типом ценностей. Это необходимая предпосылка. Там, где такой предпосылки нет, - капитализма не будет. Конечно, мы здесь по необходимости огрубляем его мысль. Но важно другое. Если эта мысль верна, то, приступив к “строительству” капитализма, мы, конечно, должны проверить наличие всех его предпосылок, в том числе и его “духа”. В очень краткой форме попытаемся это сделать.

Сущность “духа капитализма”

Сегодняшние обсуждения проблем рыночных отношений нередко сходятся на пессимистической констатации того, что по меньшей мере в ближайшие годы нас ждет капитализм, к сожалению, не цивилизованный, а варварский. С этим трудно спорить. Стоило бы только сделать некоторые уточнения. В самом деле, собственность, рыночные отношения, обмен, купля и продажа, кредит - это и многое другое из того, с чем мы нередко ассоциируем исключительно капитализм, в действительности гораздо более давние спутники человечества. Они существовали в Вавилоне, Древней Греции, Индии. Уже в далекой древности люди, как правило, вели хозяйство так, чтобы прибыль превышала затраты, а сделка приносила доход. Торговая сделка, серии торговых сделок, наконец, крупные торговые предприятия, - все это существовало уже на заре человечества, в древних цивилизациях. Предприниматели, спекулянты, капиталистические авантюристы, т.е. те, кто искал не гарантированную удачу в денежных операциях, - также широко распространенное явление. Там же, где существовало мощное государство, например, в Древнем Риме, появились заимодавец, банкир, кредитор. Не стоит более продолжать. Ясно, что отождествлять названные явления, т.е. всякий свободный рынок, с рациональным рыночным хозяйством современного типа можно, только оставаясь в плену устаревших представлений.