Психология предпринимательства-стр.182

Слабость традиционных представлений заключается в том, что введение указанных признаков в понятие “предприниматель” не позволяет его четко отличить от других профессий. Скажем, никому в голову не придет вводить в определение профессии хирурга, пилота или офицера рискованность и ответственность. Наиболее близким нашей концепции представляется определение предпринимателя, данное Н. Смелзером: “Предприниматель -лицо, которое наращивает капитал и рискует вложить его в дело, обещающее вернуть вложенную сумму плюс прибыль”. И хотя в ней опять-таки присутствует вторичный профессиональный признак, оно в большой степени коррелирует с нашим определением предпринимательства как вида деятельности, поэтому мы предлагаем считать предпринимателем лицо, для которого расширенное воспроизводство собственного или заемного капитала является основным видом профессиональной деятельности. Думается, что предлагаемое определение свободно от названных выше недостатков и обладает действительно междисциплинарным характером, позволяющим с успехом использовать его для исследования предпринимательства в различных науках.

Субъектом профессиональной культуры является не сама профессия, а сформировавшаяся на ее основе профессиональная группа, в нашем случае - профессиональная группа предпринимателей. Атомарный, т.е. изолированный предприниматель ограничен как объективными, так и субъективными обстоятельствами в процессе овладения богатством профессиональной культуры, а также в его сохранении, развитии и трансляции будущим поколениям. Все эти функции органически присущи профессиональной группе предпринимателей. Именно она обеспечивает институциализацию и защиту групповых интересов, формирует групповое мировоззрение и мораль. Профессиональная культура предпринимательства многолика. Она трансформируется в зависимости от предметной области науки и исследовательской концепции культуры предпринимательства. Сочетание этих предпосылок приводит к тому, что в научном сообществе и массовом сознании бытует множество понятий, границы между которыми трудно провести. К ним относится “деловая культура”, в которое различцые исследователи вкладывают разное содержание. Для одних это “культура дела” в широком смысле вплоть до "культуры труда". В таком случае деловая культура присуща и предпринимателю, и менеджеру. Для других деловая культура - синоним исключительно культуры предпринимательства. Третьи отождествляют культуру предпринимательства с понятием хозяйственной культуры общества. Распространено так же толкование культуры предпринимательства как профессионально-этической культуры предпринимательства, благодаря чему в хозяйственную деятельность включают нравственный элемент. На наш взгляд, под профессиональной культурой предпринимателя надо понимать общественное явление, выражающее степень овладения профессиональной группой предпринимателей, ее представителями праксиологическими и ментальными алгоритмами расширенного воспроизводства частного капитала в любой сфере материального и духовного производства.