Психология предпринимательства-стр.179

Вместе с тем получила распространение точка зрения, согласно которой, отличительным признаком предпринимательства выступает его инновационный характер. Эта традиция восходит к классической работе Й. Шумпетера “Теория экономической развития”, вышедшей в начале XX века. Инновационную теорию предпринимательства развивал также П. Дракер в книге “Нововведение и предпринимательство”, где он писал, что “нововведение - это особый инструмент предпринимателей, средство, при помощи которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг”. Аналогичной позиций придерживается шведский экономист и психолог К.-Э. Вар-нерид, определяющий предпринимательство в качестве деятельности по созданию социальных связей или социальных структур (таковой, несомненно, является фирма, предприятие, компания), в той сфере, где раньше их не существовало. В отечественной литературе близкой точки зрения придерживается А.И. Агеев. Правда, в зависимости от толкования категории "инновация"

понятие предпринимательства авторы вкладывают различный смысл.

В целом, как считает Т. Заславская, можно выделить три основных позиции, вытекающие из трактовки предпринимательства как инновационной деятельности. Согласно первой, роль базового понятия играет предприимчивость, понимаемая как способность достигать предпринимательских целей за счет собственной инициативы, изобретательности, готовности к риску, принятию и реализации нестандартных решений. С этой точки зрения, предприниматель выступает как деловой, инициативный и творческий человек, действующий преимущественно в хозяйственной сфере. Согласно второму подходу, предпринимательство рассматривается как специфический слой в социальной структуре общества и акцентируется системопреобразующий, социально-новаторский характер деятельности предпринимателей, участвующих в рыночной трансформации российской экономики безотносительно к методам, способам, конечным целям, которые при этом преследуются. Наконец, имеет место попытка рассматривать предпринимательство через понятие "предприниматель", под которым подразумевается человек, действующий в условиях свободной рыночной экономики и преследующий в качестве основной цели максимизацию прибыли. При этом предприимчивость как бы остается на втором плане, уступая место трактовке предпринимательства как типа экономической деятельности, с одной стороны, и социального слоя - с другой. Тем не менее и сама Т. Заславская не избежала смешения научных жанров, определяя предпринимательство как "социальный слой, конституирующими признаками которого служат: инициативная деятельность в целях получения прибыли; свобода и автономность экономических решений; личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования".