Психология предпринимательства-стр.178

Профессиональная мораль - часть общей трудовой морали, которая, являясь элементом профессиональной культуры, выступает регулятором профессионального поведения. Профессиональная группа только тогда отвечает ожиданиям общества, когда она в состоянии продуцировать корпоративный свод формализованных и неформализованных норм. В системе ценностей профессиональной культуры мы выделяем два вида: праксиологические и ментальные, обусловленные требованиями профессии к личности, содержанием человеческих связей и отношений, определяемых как характером труда и его содержанием, так и местом профессиональной группы в системе общественного разделения труда, а следовательно, и в социальной структуре общества.

Остановимся на феномене профессиональной культуры предпринимателя.

До недавнего времени понятия “предприимчивость”, “предприниматель”, “предпринимательство” не имели однозначного смысла. Говоря о предпринимателях, одни имеют в виду представителей мелкого и среднего бизнеса, другие - всех, кто осуществляет управленческие функции. Анализ предпринимательства предполагает нахождение качественных границ, иначе неизбежно смешение терминов “бизнесмен”, “предприниматель”, “менеджер” и т.п., отражающих различные явления. Оказывается, термин "предпринимательство" на протяжении истории приобретал разный смысл в зависимости от изменений роли предпринимательства в экономического развитии. Р. Хизрич и М. Питерс предлагают определение, которое охватывает все виды предпринимательского поведения. Однако оно не выдерживает критики с точки зрения научного подхода. В самом деле, все критериальные признаки, вошедшие в определение, могут быть отнесены к любому виду человеческой деятельности. В расширительной трактовке предпринимательство приближается по набору признаков к профессии.