Психология предпринимательства-стр.176

Нужно заметить, что понятие “профессиональная культура” часто употребляется вне связи с культурой в целом. Одни авторы обращаются к нему при рассмотрении социализации личности, не касаясь его сущности, другие, не определяя явления, тем не менее различают общую и профессиональную культуру. Определенный вклад в развитие теории профессиональной культуры внесли А.А. Баталов, Е.А. Эйхельберг и П.М. Батура, понимание которых сущности и структуры данного явления не выходит за рамки представлений Г.Н. Соколовой о профессиональной культуре как исключительно личностной характеристике специалиста, выражающей меру развития потребностей и способностей индивидов. Анализ точек зрения на профессиональную культуру позволяет констатировать, что для большинства авторов характерен несистемный подход к проблеме: в одном случае это выражается в немотивированном наборе элементов, в другом - в сведении исследуемого феномена либо к совокупности знаний и навыков, либо к стилю мышления и общения.

В структуре профессиональной культуры мы выделяем две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона выступает интегральной характеристикой сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. Профессиональное сознание есть такой вид отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных обособившемуся виду профессиональной деятельности.