Психология предпринимательства-стр.175

Если развитие профессии во многом определяется сущностными свойствами вида деятельности и ее местом в разделении труда в масштабах общественного производства, то становление и развитие профессиональной группы есть процесс более высокого уровня, лишь в снятом виде содержащий и себе свою основу - профессию. В своем взаимодействии профессия и профессиональная группа выступают как “средство-для-другого”. Каждая из сторон целого опосредуется другой, чем и определяется их единство. Профессиональная деятельность, как писал Э. Дюр-кгейм, может эффективно регламентироваться только группой, достаточно близкой к самой профессии, чтобы чувствовать все ее потребности и иметь возможность следить за всеми ее изменениями. Единственная группа, которая соответствовала выдвинутым условиям, была названа им корпорацией, или профессиональной группой.

Анализ отношений между профессией и профессиональной группой позволяет определить последнюю как совокупность людей, объединенных общим видом трудовой профессиональной деятельности, в противоположность профессии - категории, указывающей на то, каким конкретным видом деятельности человек владеет профессионально.

Итак, вне зависимости от того, в какой сфере материального или духовного производства функционирует профессиональная группа, формирование ее в качестве субъекта социальной структуры с необходимостью должно предполагать: а) идентичность социально-экономических условий труда; б) определенную общность содержания труда; в) наличие адекватных по содержанию и объему специальных знаний и алгоритмов профессиональной деятельности; г) общность менталитета.

Профессиональная группа, с одной стороны, является носителем наиболее существенных признаков социальных классов, страт, слоев, в состав которых она входит, а с другой - обладает рядом специфических признаков, отражающих главным образом вид ее профессиональной деятельности. Именно выполнение представителями определенной профессиональной группы качественно однородных либо близких по содержанию функций в ходе практической деятельности (прежде всего трудовой) в значительной степени определяет однотипность их профессиональной культуры.