Психология предпринимательства-стр.174

И. М. Модель, Б. С. Модель

Профессиональная культура предпринимателя1

Основой возникновения и становления профессиональной культуры выступает органическое взаимодействие профессии и профессиональной группы. В обыденном научном употреблении можно выделить три типа определении понятия “профессия”. Одни понимают профессию как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку. Другие видят в ней основной род трудовой деятельности, служащий источником доходов, а третьи определяют профессию как совокупность людей, занятых тем или иным видом труда. Главный недостаток, присущий синтезирующим типам определения понятий, это разрыв между их содержанием требованиями, предъявляемыми к понятиям, входящим в категориальный ряд культуры. Мы считаем, что профессия является социально-технологичес-ким механизмом, который создан обществом для обеспечения своих материальных и духовных потребностей путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности, предназначен для производства определенного вида продукта.

В этом смысле профессия противопоставляется понятию профессиональной группы, то непосредственное единство, в котором профессия совпадает с профессиональной группой, сохраняет их непосредственную раздвоенность. Необходимые обществу уникальные продукты (будь то продукты материального или духовного производства) создаются людьми, втянутыми в орбиту того или иного вида деятельности. Такая совокупность людей начинает консолидироваться в профессиональную группу только при условии, что данный вид профессиональной деятельности становится для них определяющим способом реализации и способом удовлетворения потребностей. Следовательно, профессия и профессиональная группа, несмотря на внутреннее родство, выступают в качестве самостоятельных явлений, имеющих общее и особенно в процессе развития от зачаточного состояния до расцвета и общественного признания.