Психология предпринимательства-стр.17

Столь расширительное понимание всех элементов этой формулы (возможности, знания, рынок, конкуренция) означает, что суть предпринимательства в интерпретации Хайека - поиск и исследование новых экономических возможностей, что это характеристика поведения, а не какого-либо рода занятий, что, наконец, всякий индивид, чье поведение отличается поисковым стилем, есть потенциальный предприниматель.

Для полноты характеристики взглядов Ф. Хайека нужно добавить, что, во-первых, свобода личности вкупе с действием “невидимой руки” рынка и конкуренции обеспечивает наибольшие интенсивность поисковой активности в обществе, эффективность распределения ресурсов и реализации способностей индивидов.

Во-вторых, несмотря на то, что функция предпринимательства в принципе рассеяна, как считает Хайек среди всех индивидов, все-таки выделяется особый класс лиц, “готовых опробовать новые возможности”. Доля их, по наблюдениям Хайека, в различных частях света “примерно одинакова”. Вызывающее же “столько сетований отсутствие духа предпринимательства” во многих странах “является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами”.

Возможно, главная заслуга Й. Шумпетера, а еще больше Ф. фон Хайека в разработке теории предпринимательства заключается в утверждении междисциплинарного анализа, предвосхищении практически всех популярных ныне разрабатываемых направлений проблемы, постановке в центр изучения свободной личности, устремленной к новым горизонтам познания и действия.

Представляет интерес сопоставление взглядов классиков теории предпринимательства с учением Маркса и его последователей. Для корректности такого сопоставления, однако, следует помнить как о различных эпохах, в которые рождались эти теории (XIX в. и середина XX в.), так и о незавершенности экономической теории Маркса. Тем не менее основные узлы сопоставления просматриваются достаточно отчетливо.