Психология предпринимательства-стр.169

Между тем предпринимательская свобода - понятие емкое. Оно вбирает в себя такие составляющие предпринимательской деятельности, как творчество, риск, выбор альтернативы, информированность, доверие, объединение в различные ассоциации, - словом, широкий набор свобод, который характеризует предпринимательство как социальный институт со стороны его прав и ответственности. Здесь берет начало социальный статус предпринимательства.

Возникающие новации в предпринимательстве, например, антрепренерство, “внутрифирменное предпринимательство”, как правило, вступают в противоречие с существующими системами управления и организации: они ломают устаревшие планы и формы работы, заставляют изменить ее прежние структуры, менять нормы планирования, поощрения и т.д. Система управления сопротивляется этому разрушительному действию предпринимательских новаций, стремясь к самосохранению. Это, однако, не проходит бесследно для крупных фирм и корпораций -они теряют свой инновационный потенциал и утрачивают позиции в конкурентной борьбе.

Предпринимательское творчество развивается в борьбе с консерватизмом систем управления. Речь идет тут, конечно, не о том, что сознательное управление будто бы вредно для творчества, а только о том, что распространение предпринимательской культуры рано или поздно заставляет реагировать и совершенствовать любые системы управления, которые перестают соответствовать объективным потребностям развития предпринимательского творчества.

Управление предпринимательским творчеством оказывается эффективным только тогда, когда оно не навязывается как внешняя, противостоящая ему сила, а согласуется с имманентным творчеству механизмом самоуправления. В противном случае происходит угасание творческой хозяйственной деятельности. Тоталитаризм, ограничивающий свободу, тем самым уничтожает основы предпринимательской культуры.