Психология предпринимательства-стр.167

Западные специалисты, рассматривая сферу управления бизнесом, выделяют, как правило, два типа профессионалов - “предприниматели” и “менеджеры”.

Предприниматель - это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструктурированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Другое дело -действовать в рамках налаженной управленческой иерархии, законы функционирования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.

Отсюда следует, что если для менеджера характерна целенаправленность в действиях, продиктованная достаточно жесткой логикой развития и сохранения существующих организационных хозяйственных структур, то предприниматель имеет возможность своеобразного целеполагания, конструирования целей деятельности. Умение принять риск, почти интуитивное угадывание или прогнозирование изменений в потребностях рынка, восприимчивость к инновациям, - все это относится к тем характеристикам, без которых не может существовать современное эффективное предпринимательство. Инновация в действиях -наиболее отличительная черта предпринимательства.

Разумеется, деятельность в любой ее форме, в том числе и деятельность менеджера включает в себя инновационный момент. Производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией производства, техническими элементами или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае, однако, можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.

В случае же, когда производство не частично, а полностью основывается на инновации, результатом такой его организации выступает новый (не существовавший ранее) товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами или даже сферами использования. Это и есть сфера действия предпринимателя.