Психология предпринимательства-стр.163

Конечно, в самом характере предпринимательства есть нечто такое, что дает повод для негативной реакции. С позиции тради ционной морали сомнительной кажется мотивация: стремление к наживе, денежной выгоде, сверхдоходам и т.п. у многих вызывает неприятие. Как писал М. Вебер, “это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих... всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность”. Для экономического поведения в принципе мотивация выгоды вполне естественна, в противном случае речь шла бы о чем угодно, но только не об экономической сфере жизни. Вместе с тем это лишь начальный пункт, в котором предпринимательство как особая деятельность не отличима от других занятий, профессий людей, ставящих перед собой цель достижения процветания. Отличие начинается там, где появляется предприятие, т.е. хозяйство, ориентированное на получение прибыли посредством обмена, рынка и на ее использование в целях расширения, развития дела, образования новых предприятий. Для предпринимательства вовсе не характерно проедание приобретенного, что, скорее, ближе к психологии голытьбы, пауперов и, возможно, поэтому такое понимание еще совсем недавно распространялось в виде дешевых стереотипов пропагандистскими брошюрками.

Выбор варианта действий и отсюда конечный результат дела предпринимателя ограничены не только интересами собственного дела, но и определенными экономическими условиями, к которым следует отнести и всю совокупность экономических связей (партнерство, конъюнктура, кредит, налоги и проч.), и нор-мативно-иравовое обеспечение, и динамику потребностей индивида. Огромную важность имеют при этом предпринимательский расчет, дотошная калькуляция затрат и доходов, прогноз последствий деятельности ближайших и отдаленных. Ситуация, когда субъект пренебрегает условиями деятельности, полагаясь лишь на везение, случай, реальна, но реальны и поражения, ожидающие его. Как и сама жизнь, предпринимательская деятельность вряд ли укладывается в формулу “дважды два равно четырем” и чаще всего не походит на свою идеально-тигшческую модель. Нередко политики, дорожащие тоталитарными представлениями, пытаются придумать механизмы отбора безупречно честных предпринимателей, но кроме государственной машины подавления предприимчивости ничего не могут предложить; вспо минают и партийный контроль, и различного рода комиссии по борьбе с... . Безудержная алчность, нечистоплотность в выборе средств и способов деятельности, обман, надувательство, разрушающие в итоге человеческую личность, издавна ассоциировались с торжеством власти зла, с разгулом иррациональных сил. В масштабах истории с властью зла до сих пор справлялись естественный ход развития, культура, в экономике наибольшую рациональность проявили предприниматели, добившиеся нормальных условий, деятельности - ограничения вмешательства государства, т.е. свободного рынка, правовых гарантий.