Психология предпринимательства-стр.16

Взгляды Ф. фон Хайека на предпринимательство во многом перекликаются с идеями Й. Шумпетера, однако, как представляется, отличаются большей цельностью, последовательностью и широтой. Прежде всего высшей и беспрекословной ценностью для Хайека является свобода человека, исключающая его подчинение воле других людей, но сообразующаяся с законами гражданского общества. Личная независимость позволяет человеку наиболее продуктивно распорядиться своим экономическим потенциалом. Далее, основополагающую роль в теориях Хайека играет концепция неявного знания. Речь идет о том, что каждый индивидуум наделен уникальными знаниями, использовать которые, однако, можно лишь при принятии решений им самим или при его активном участии (знания людей, конкретных обстоятельств времени и места). Наилучшим же координатором всей совокупности процессов использования своих информационных преимуществ индивидами является, по Хайеку, рынок. Он обеспечивает через ценовой механизм информирование индивидов о состоянии спроса и имеющихся возможностях его удовлетворения, а также о пока неизвестных, но потенциально многообещающих областях спроса и предложения. Собственно, зона наибольшей неопределенности рыночной информации и становится, по Хайеку, ареной “прорыва в будущее”, где развертывается конкуренция, понимаемая как “обнаруживающая процедура”, как поиск изменений в предпочтениях потребителей и новых средств их удовлетворения.

В данном контексте движущей силой поиска новых возможностей предстает предприниматель, стремящийся достичь наиболее эффективного симбиоза своих уникальных знаний с рыночной ситуацией и тем самым обеспечить первенство в конкуренции и больший доход.