Психология предпринимательства-стр.15

В 70-е годы с исчерпанием ресурсов эффективности моделей организации экономики, идейно вдохновленных кейнсианством, возрождается интерес к противостоящей ему диссиден-ции. Начинается “ренессанс” идей и Й. Шумпетера, и Ф. фон Хайека. Последнему, в частности, присуждается Нобелевская премия (1974 г.). Сегодня всякий, кто приступает к изучению предпринимательства, не может не воздать должного теоретическим заслугам этих ученых, а также их соратников и последователей.

Воззрения И. Шумпетера можно суммировать в следующие ключевые положения.

1.    Функция предпринимательства состоит главным образом в революционизировании и реформировании производства путем использования изобретений или, шире, разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.д. Содержанием предпринимательской деятельности выступает, таким образом, “осуществление новых комбинаций” факторов производства и обращения или разнообразные нововведения.

2.    Предпринимательство, по Шумпетеру, универсальная общеэкономическая функция любой общественной формации. Оно обычно сочетается с выполнением иных видов деятельности (управлением, научными разработками, маркетингом и др.) и не является раз и навсегда данным качеством. Кроме того, по мере экономического развития предпринимательская функция как бы рассеивается среди специалистов. Статус собственника не является у Шумпетера определяющим и обязательным свойством предпринимателя.

3.    Особое значение для предпринимательства имеет состояние хозяйственно-политической среды. Й. Шумпетер специально исследовал проблемы предпринимательства в условиях ры-ночно-конкурентной и административно-командной экономических систем. Среда предопределяет не только способы исполь зования возможностей “новых комбинаций”, но и основные типы мотиваций предпринимательской деятельности.