Психология предпринимательства-стр.147

Носителем СЭГ является общество или его крупные группы (этносы, классы, другие социальные страты и т.п.). В каждого отдельного индивида основные черты данного СЭГ “впечатываются” в процессе социализации его личности средой (семьей, малой референтной группой, школой, окружением, СМИ и др.) путем обучения, воспитания, принуждения и других видов социального воздействия. СЭГ фиксируется в многообразных информационных формах: от теоретических положений и программных концепций, правовых актов и административных инструкций до программ обучения, учебных пособий, неписанных традиций и привычек, правил поведения. В совокупности эта многослойная социальная память общества образует как бы информационную матрицу, по которой воспроизводятся структура функционирования данного общества, способы взаимодействия его членов.

В нормально функционирующем обществе СЭГ в основных своих характеристиках является общим для подавляющего большинства его членов, несмотря на социальное расслоение. Он собственно и образует базу их социального взаимопонимания и взаимодействия. Именно такой механизм и делает общество обществом, а не разрозненным скоплением людей и групп. Лишь в переходные периоды подобная общность нарушается, и наряду с прежде доминантными формами все сильнее дают о себе знать иные варианты СЭГ. Но все же в своих основах СЭГ более инерционен, чем другие сферы и процессы в обществе.

В предельно упрощенном виде структура СЭГ может быть представлена так. В ее основе лежит система социально-экономических интересов и система культуры данного общества. Их пересечение синтезируется в системе ценностей. Через “переходник” ценностных ориентаций и установок она воплощается в мотивационном комплексе и связанном с ним блоке многообразных социально-психологических характеристик. Все это конкретизируется в парадигме социального поведения и действия и, наконец, олицетворяется в системе норм и стимулов. Так от глубинных, во многом интимных социальных и духовных ценностей СЭГ ступень за ступенью поднимается на поверхность общественной жизни в виде элементов социального и хозяйственного механизма. Он образует вместе с тем вполне определенную, хотя и не во всех своих звеньях улавливаемую целостность. Отдельные элементы СЭГ и их конкретные черты в каждом данном обществе обычно по-своему “подогнаны” друг к другу; несоответствия и противоречия между ними свидетельствуют о нарушениях в функционировании общественной системы, а в крайних случаях - об общественном кризисе.