Психология предпринимательства-стр.142

“Мне часто приходится общаться с людьми старше меня, -говорит один из лидеров. - Поэтому порой мне кажется, что мне не 30 лет, а как минимум 40-45 лет”. Подобное превышение психологического возраста над физическим в диапазоне 5-10 лет отмечают и другие бизнесмены. Перешагивание за границу 40-45-летнего возраста, наоборот, порождает “отрыв” от адекватного ощущения возраста.

Женщины-бизнесмены склонны настаивать на “потере возраста” после 50 и сожалеют, что физический возраст “дает о себе знать”, иначе бы ничего не мешало им жить в ощущении психологического возраста, который, как правило, расположен в возрасте “акме” или возрасте расцвета в границах 35-38 лет. Для женщин, имеющих такой физический возраст на самом деле, психологический возраст снижается до 25-27 лет.

Является ли повышенный темпоритм причиной снижения психологического возраста, или это обеспечивается другими психологическими особенностями, утверждать однозначно сложно, но то, что эта проблема требует дальнейших эмпирических исследований, не вызывает сомнения.

Нельзя понять личностные перемены, отказавшись от интегрированных измерителей этих перемен.

О личностном масштабе. К числу интегральных характеристик личностной структуры предпринимателя может быть отнесена такая характеристика, как личностный масштаб. Многочасовые диалоги с женщинами-предпринимателями убедили нас в том, что наибольшего успеха в бизнесе добиваются те из них, кто психологически ежедневно расширяет границы своего дела и собственные психологические возможности.

Длительные размышления по поводу того, что является побудительным мотивом такого поведения, убедили нас в правомерности оценки, которую дает Леккер, настаивая на том, что люди, успешные в бизнесе, не боятся величин и масштабов своего дела. Ни ситуация неопределенности, ни агрессия со стороны социума, не могут остановить таких людей в их желании расширять само дело и брать новые внутренние рубежи.