Психология предпринимательства-стр.136

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что для российских предпринимателей как особой исследовательской группы “эффект инструментального искажения” является не менее выраженным по сравнению с остальными группами респондентов, а это ставит проблему дальнейшей отработки надежного инструментария, особенно когда речь идет о тонких психологических конструктах, каковой является человеческая мотивация.

Причина постановки проблемы искажения: убежденность в том, что реальная трудность, сопровождающая изучение группы бизнес-элиты, это заметное смысловое смещение результатов оценок, если бы они производились только в технике “качественного анализа” по материалам интервью, или в технике “ценностного нормирования”.

Основной вывод, который можно было бы сделать на основе анализа интервью, — мотивация представителей бизнес-элиты является комплексной по свой натуре и в ней можно выделить динамичные мотивационные составляющие, которые меняют свою конфигурацию в зависимости от возраста, времени занятия бизнесом, его уровня успешности и т.д.

Сопровождающим мотивационным компонентом выступает денежный интерес, который, перемещаясь из неосознаваемого психического пространства в осознаваемое, по разному структурирует мотивационную пирамиду.

В случае с ценностными шкалами в результате измерения образуется статический срез мотивационных устремлений, не дающий установить временных параметров произведенной оценки.

Безусловно, шкала позволяет фиксировать в точных цифровых выражениях значение того или иного мотивационного фактора, однако не дает ответа ни вопрос, насколько надежны и достоверны получаемые результаты.