Психология предпринимательства-стр.134

Поэтому вряд ли в этой связи правомерно рассуждать о психологических преимуществах мужчины по сравнению с женщиной как лидером. Может быть именно потому, что пользуются они разными стратегиями достижения успеха и формируют хоть и не совпадающий полностью, но соизмеримый потенциал личностных и деловых качеств независимо от характеристик пола.

Мотивационные предпосылки успешности предпринимательской деятельности у мужчин и женщин

Данные, полученные в ходе исследования свидетельствуют об определенных различиях, существующих у мужчин и жен-щин-предпринимателей в их мотивационной направленности (табл. 2).

Если у мужчин в мотивационной иерархии доминирующие позиции занимают такие ценности, как ощущение конкретных и ощутимых результатов своего труда, обеспечение защищенного материального положения для себя и своей семьи, возможность достижения самореализации, то у женщин эта иерархия имеет несколько иной характер. У них доминирующими характеристиками мотивации выступает приобретение интересной работы, связанной с новыми впечатлениями и общением с людьми, конкретных и ощутимых результатов своего труда, внутреннего комфорта и самоуважения.

Приводимые различия в оценках мотивационной направленности свидетельствуют о различиях в “мотивационных профилях” у мужчин и женщин, при которых женщины предстают менее материально ориентированными, нежели мужчины.

Однако материалы интервью, где имеются развернутые вербальные оценки ценностей, даваемые в процессе спонтанного и направленного залога, дают возможность утверждать, что в ситуации ранжирования ценностей у женщин (с использованием ценностно- нормативной шкалы) происходит смещение “материальных” ценностей на более низкие рейтинговые позиции но сравнению с вербальными оценками. Все респондентки, участвующие в исследовании, убеждены, что “материальные результаты важны в бизнесе”, хотя и не определяют всего пространства “смыслов предпринимательской деятельности”. Подобную потерю “иерархического веса” в общей мотивации ценностей “материального фактора” можно объяснить тем, что он является “сопровождающим компонентом” мотивации и при прямой задаче ранжирования не воспринимается как имеющий самостоятельную ценность. Уровень стереотипизации при ценностно-нормативных процедурах с заданным набором шкал, видимо, повышается, так же как и сужаются рамки ценностно-приемлемых ответов, которые в процессе диалога могут смягчаться. Женщины в этой ситуации, видя спокойную и доброжелательную оценку интервьюера, в большей степени допускают “социально-непри-емлемый мотив” в свои внутренние предпочтения и вербализи-руют его.