Психология предпринимательства-стр.13

А.И. Агеев

Сущность предпринимательства1

Анализ предпринимательской функции, строго говоря, имеет столь же колоритную и древнюю родословную, как и экономическая мысль - вообще. Отсутствие соответствующих терминов и вычленений в трудах ученых античности или средневековья не должно создавать впечатления отсутствия самих размышлений о феномене предпринимательства, как бы он ни назывался или определялся в доиндустриальную эпоху. Тем не менее первые явно “предпринимательские” постановки в западной экономической теории принято датировать XVIII в. и связывать с именами Р. Кантилена, А. Тюрго, Ф. Кене, А. Смита, Ж. Сэя. Уже в этот период в оборот был введен столь широкий набор представлений о предпринимательской функции, что вплоть до сегодняшнего дня устойчиво сохраняется полисемантизм самого понятия “предпринимательство” и соответственно сосуществование различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга взглядов.

Например, наиболее “разрабатываемые” точки зрения на предпринимательство: владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентация на извлечение прибыли и капитализацию довода, использование рыночных и других возможностей, самостоятельность, принятие риска, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, особое управление производством и др. Принятое ныне в западной литературе разделение предпринимательской функции на ресурсную, организаторскую и творческую2, пожалуй, наиболее удачно и полно систематизирует весь этот эклектичный набор экономических, организационных, психологических признаков. В сущности же все основные значения понятия “предпринимательство” укладываются в диапазоне от “праздного класса” (Т. Веблен) до “основного феномена экономического развития” (Й. Шумпетер), его главной движущей силы.