Психология предпринимательства-стр.128

Выбранные для оценки суждения о внутренних мотивах в бизнесе являлись переработанными и обобщенными высказы ваниями, сделанными предпринимателями в более ранних интервью. При разработке шкалы ценностей мотивации бизнеса для предпринимателей мы также базировалась на наиболее типичных высказываниях, «смысловых конструкциях» самих предпринимателей.

Шкала мотивации, разработанная для самооценки ценностей бизнеса, включала в себя ценности достижения, избегания давления, престижные ценности, ценности материальной защищенности, инновационные и коммуникативные ценности. Мы не ставили своей целью специально балансировать показатели, выбранные для оценки, так как для нас была важна сравнительная задача — насколько суждения о внутренней мотивации бизнеса будут совпадать у данной группы респондентов при анализе “смысловых кусков” интервью и при использовании ценностнонормативной шкалы. Кроме того, для нас было важно как различаются между собой “мотивационные профили” мужчин и женщин. Это не предполагало решения строгой задачи по проверке полноты и достоверности выбранных ценностей. Главное, чтобы они воспринимались респондентами как достаточно узнаваемыми и не выводили их из пространства работы.

Выборка исследования. Исследование с использованием двух шкал не отменяло, а дополняло материалы интервью, проведенные в шести регионах России, включая Москву. Всего в исследовании приняло участие 45 женщин-предпринимателей и 30 мужчин-предпринимателей, которые по оценкам региональных и московских экспертов были отнесены к преуспевающим в своем бизнесе. Безусловно, размеры выборки были невелики, однако трудность достижения “согласия на исследование” со стороны респондентов не позволили расширить ее до необходимых параметров. Мы отдаем себе отчет в том, что результаты, полученные на столь ограниченном контингенте исследуемых лиц, требуют своего дальнейшего уточнения и развития.