Психология предпринимательства-стр.127

Устойчивость полученных тенденций было решено проверить на новом массиве респондентов в 1997-1998 гг., применив в исследовании кроме метода мягкого интервью две специально разработанных шкалы деловых и личностных качеств4.

При разработке названных шкал мы базировались на наиболее типичных высказываниях, полученных в ходе проведенных ранее интервью. В определенном смысле этот перечень включал “смысловые конструкции” самих предпринимателей. Это было принципиально для методологии исследования и обусловливалось тем, что предприниматели “высокого ранга” быстро выходят из ситуации исследования, если не воспринимают исследователя человеком, компетентным в их проблемах.

Шкала, разработанная на самооценки деловых и личностных качеств, включала в себя 25 суждений об умениях, которыми располагают респонденты для ведения своего бизнеса.

В задачу респондентов входило оценить по 10-балльной шкале степень присутствия этих качеств в характере и в деловых стратегиях предпринимателей в мужском и женском вариантах. Проставленные респондентами баллы затем получали рейтинговую оценку в общем ряду и полученные рейтинги суммировались и делились на число респондентов. В результате получалась средняя рейтинговая оценка по каждому из качеств, отдельно для мужчин и для женщин.

Ценностная шкала, в которой оценивались «смысловые блоки высказываний», включала в себя 10 различных суждений о бизнесе, которые мужчины и женщины-предприниматели должны были оценить на соответствие своим собственным мотивационным предпочтениям по 10 балльной шкале. Чем выше совпадение суждения с внутренним ощущением, тем выше балл, и наоборот.