Психология предпринимательства-стр.126

В наших исследованиях мужчин-предпринимателей, проведенных в 1994-1996 гг., были получены результаты, указывающие на то, что прагматические ценности занимают хотя и высокое место в мотивационной иерархии, но не является единственно значимыми на фоне остальных ценностей предпринимательской деятельности.

Полученная картина иерархии мотивов предпринимательской деятельности указывала на заметное доминирование в структуре мотивации бизнес-элиты собственно профессиональных и само-утверждающих компонентов при значительном, но все же не ведущем мотиве материальной защищенности.

Мотив самореализации и достижения выдвигается в российских исследованиях на одно из первых мест, причем его влияние не меняется ни под воздействием возраста, ни от величины капитала. Тип самоактуализирующейся личности проявляется также в способах работы с внутренней мотивацией, которые строятся эвристически.

“Загадка феномена мотивации”, неоднозначность получаемых результатов относительно деловых и личностных качеств успешных предпринимателей, стремление сравнить психологические качества лидеров мужского и женского предпринимательства, которые по их собственной оценке составляют потенциал лидерства в предпринимательской деятельности, обусловили разработку специальной исследовательской процедуры, позволяющей изучать эти характеристики с учетом гендерного аспекта.

Методика

Наше исследование 1995-1996 гг. лидеров мужского и женского предпринимательства России, проведенное с использованием метода мягкого интервью дало достаточно противоречивые результаты, указывающие на то, что мужчины и женщины, дос тигающие успеха в бизнесе, различаются между собой но психологическим характеристиками, с одной стороны, а с другой -мотивация как тех, так и других не носит утилитарного характера, однако женщины отличаются большим прагматизмом.