Психология предпринимательства-стр.125

Уровень профессионализации прямо связывается ими с возможностями самоактуализации и отыскания новых аспектов в своей работе, способности испытывать от нее удовлетворение.

Эти данные, описывающие особенности немецких предпринимателей, отличаются от привычного культурологического портрета профессионала в американском бизнесе, где подчеркивается, что люди выбирают не работу, а деньги, которые платят за эту работу.

Исследования российских психологов и социологов дают достаточно противоречивую картину, свидетельствующую о неоднозначности наблюдаемых явлений.

Так, по данным первых эмпирических исследований, проведенных на российских предпринимателях, были вскрыты такие личностные и мотивационные особенности, как: низкий уровень мотивации достижения, низкие показатели рациональности при высокой личностной склонности к риску.

В исследованиях В. Магуна, Г. Булычкиной в противовес названным результатам отмечается, что мотивационные установки предпринимателей на труд отличаются от трудовых ценностей, присущих другим категориям российского населения, с одной стороны, а с другой - российские бизнесмены не демонстрируют при обследовании высокой ценности материальных факторов в общей системе трудовой мотивации, однако им свойственен высокий уровень мотивации достижения.

Известные расхождения, полученные в исследованиях Магуна, Корниловой, Н. Рабочих об уровне мотивации достижений, свидетельствуют, с одной стороны, о неоднородности предпринимательских групп, которые будут различаться по своим психологическим особенностям в зависимости от возраста, времени прихода в бизнес, развитии собственного бизнеса и других факторов, а другой - о целесообразности продолжения исследований российского предпринимательства с целью углубленного анализа этих новых субъектов российской экономики.