Психология предпринимательства-стр.123

На основе анализа выявленных качеств исследователи выделили 12 параметров, представляющих условно 3 группы: деловитость, общительность, благотворительность, которые затем оценивались с помощью метода семантического дифференциала.

Результаты анализа показали, что преуспевающему предпринимателю сопутствуют такие качества (в баллах), как: компетентность (6.2), обаяние (6.2), реализм (6.0), обстоятельность (5.9).

В самооценке эксперты больше придавали значение следующим качествам: порядочность (6.3), обязательность (6.1), компетентность (5.8) и немеркантильность (5.8)2.

В исследовании Т. Корниловой с соавторами при изучении факторов риска и других личностных свойств у российских брокеров также были получены характеристики, свойственные успешным предпринимателям. Среди них: меньшие показатели “социального догматизма”, устойчивость при давлении авторитетов, независимость, стремление полагаться только на самих себя, подчиненность поведения внутренним ориентирам. Для менее успешных предпринимателей характерно большее стремление к внешним формам выражения своей активности, не подкрепленных необходимым уровнем внутренней работы.

В своей более поздней работе Корнилова вновь вернулась к изучению личностных особенностей предпринимателей и про вела оценку такой группы (наряду с другими социально профессиональными группами) по “определению личностных предпочтений” Эдвардса, который широко используется за рубежом, но не вошел пока в исследовательский инструментарий в России3.

Наибольший количественный индекс среди 15 характеристик мотивационных тенденций в группе предпринимателей, согласно полученным результатам, приходится на выносливость или на стойкость в достижении целей. Именно по этому показателю предприниматели значимо отличались от группы военнослужащих. Следующими по величине выборочных средних были такие мотивационные предпочтения, как самопознание и доминирование.