Психология предпринимательства-стр.121

Монополия государства на средства производства и произведенный продукт лишила граждан и их коллективы возможности выбора места приложения своего труда и превратила всех граждан страны в наемных работников (а точнее - крепостных) государственных предприятий и организаций. Экономическая свобода товаропроизводителя была уничтожена, а уравнительное распределение свело на нет побудительные стимулы к труду в общественном производстве.

Государство сознательно культивировало и поддерживало лишь те экономические стимулы, которые укладывались в упрощенную до примитивизма ценностную шкалу, включающую определенный набор материальных благ (зарплата, премия, квартира и т.д.), льгот, привилегий и социальных гарантий. При этом их нужно было не заработать своим трудом, а “заслужить” (или “получить” в обход всех очередей и правил) у государства-собственника.

В этих условиях у определенной части населения вторая (ан-тимотивационная) сторона экономического менталитета полностью вытеснила первую, что привело к образованию в обществе довольно значительной и весьма устойчивой но своему социальному составу люмпенизированной прослойки, чьи экономические интересы не выходят за рамки удовлетворения элементарных потребностей при минимальных затратах. Это явление не ново и известно со времен античного мира. Любые попытки ликвидировать уравнительное распределение воспринимаются этой частью общества как прямая угроза ее личному существованию. Обычно аморфная в общественной жизни, она становится агрессивно активной, опасной для хода радикальных рыночных реформ.

Переход к демократии и рыночной экономике должен коренным образом изменить соотношение экономических интересов различных субъектов, расширить и усложнить спектр их взаимодействия, наполнить новым содержанием экономические интересы и мотивы поведения людей, обогатить формы их проявления. Перед обществом встает задача первостепенной важности -сломать негативные черты экономического менталитета, укрепив и развив все положительное, что есть в русском человеке.