Психология предпринимательства-стр.110

Нация как живой организм не может долгое время существовать, не развиваясь; в противном случае начинается деградация и распад. Нужен, следовательно, экономический рост, но далеко не всякий, а такой, который является средством развития всех взаимосвязанных элементов нации и сам опирается на национальный язык, культуру, традиции и душевный склад. Фрагментарный экономический рост, который разрывает, кромсает национальный организм в угоду “быстрым прогрессивным структурным сдвигам”, в итоге приносит больше вреда, чем пользы. В то же время рост немыслим без межотраслевых, межрегиональных и социальных структурных перемен; однако эти перемены должны носить не механический, а органический характер, вписываться в систему национальных ценностей и институтов.

Мыслить национально - значит ни на минуту не упускать из поля зрения интересы будущих поколений нации. Для этого необходимо согласовывать текущие интересы нации с постоянным наращиванием ее производственного потенциала и сохранением окружающей среды. Нет более ярко выраженной антинациональной хозяйственной системы, чем та, которая удовлетворяет текущие интересы нации, а тем более интересы какой-то ее части, ценой ее производственного потенциала и природных ресурсов.

Нация развивается в тесном общении, сотрудничестве и состязании с другими нациями, так что оградить ее от такого взаимодействия равносильно отключению мощного источника энер гии. Но внешняя энергия может стать смертельной, если не направить ее в нужное русло. В этой сфере национальное экономическое мышление сталкивается с укоренившимися догматами, подпираемыми групповыми интересами. Один из них состоит в том, что экономическая интеграция кладет конец национальной обособленности и вообще бытию наций как самостоятельных социальных организмов. Согласно другому, экономическая интеграция отсталой нации с передовой полезна для первой. Послевоенная история показала, что есть три пути международной экономической интеграции.