Психология предпринимательства-стр.109

Можно задать вопрос: разве мыслить с позиций интересов государства, интересов социализма не означало одновременно выражать интересы нации? В начале статьи мы старались дать на этот вопрос общий ответ, теперь попытаемся его обосновать.

Нация как языковое, культурное, традиционное, психологическое единство есть социальный организм, жизнедеятельность которого поддерживается активным взаимодействием всех его частей. Следовательно, в сфере экономического взаимодействия нации нужен такой хозяйственный механизм, который ориентирует каждого на максимально активное, свободное и прямое взаимодействие с другими гражданами нации; государственно-бюрократическое посредничество в нормальных условиях не отвечает интересам национального единства, поскольку разрывает живую ткань непосредственных внутринациональных контактов. Следовательно, нации нужен рынок, но не всякий, а ориентированный прежде всего на внутринациональное взаимодействие.

Так ли уж необходимо нации иметь развитый внутренний рынок? Казалось, были бы у населения высокие доходы, а какие марки автомобилей и телевизоров приобретать, национальные или импортные, - все равно, если, конечно, они одинаковы по качеству и цене. Но это близорукое суждение, ибо общеизвестно, что страна с сырьевой ориентацией “болтается в хвосте” мировой экономики и не может иметь устойчивого национального дохода, проводить самостоятельную экономическую политику. Еще более важно другое: в современном мире научно-технический потенциал - важнейшая часть общей культуры нации и своего рода фундамент ее морального состояния. В экономике, которая лишена наукоемких производств, ориентированных прежде всего на внутренний рынок, отсутствует основа для самого мощного и динамичного “блока” внутринационального общения. Применительно к великой нации утрата такого потенциала ведет к развитию синдрома неполноценности, к фундаментальной нестабильности национального поведения.