Психология предпринимательства-стр.103

В мире издавна существует и устойчиво сохраняется плюрализм теорий и поразительно закономерная, хотя и меняющаяся привязанность отдельных теорий к определенным нациям или группам наций. Очевидно, здесь находит отражение специфика культуры, традиций духовного склада наций, институциональной структуры, места в мировом хозяйстве - все, что определяет непосредственно и в конечном счете существенные различия в национальных экономических интересах.

И еще одна возможная реплика: интересы наций не только различны, не только противоречат друг другу, но и во многом совпадают. Совершенно верно, иначе не существовало бы мировое хозяйство, а экономисты-теоретики вообще бы не понимали друг друга. Национальный фактор - далеко не единственный из детерминирующих теорию; однако, если различные теории в чем-то различаются, а в чем-то совпадают, то за этим следует искать прежде всего различие или совпадение национальных экономических интересов.

Экономическая мысль всегда искала источники «скудости и богатства» наций и прежде всего своей нации - это был и есть главный вопрос экономической теории. Все другие проблемы, сколь бы важными они не представлялись, являются производными от главного вопроса. Меркантилисты отвечали на него, исходя из интересов нации, борющейся за торговую монополию на мировом рынке, физиократы - с позиций аграрной нации, развивающейся прежде всего за счет внутреннего рынка. Столь любезный современным монетаристам, и, бесспорно, великий по силе убеждения и предвидения Адам Смит руководствовался в своей теории интересами нации, рвущейся к мировой промышленной монополии. Это стало особенно ясно, когда Давид Рикардо вполне логично дополнил теорию Смита концепцией сравнительных затрат. (Всегда ли мы должным образом оцениваем всю глубину пушкинского сарказма в адрес российского либерального дворянства, которое пыталось трактовать Смита как теоретика “простого продукта”?) Кстати, в нашем контексте небезынтересно заметить, что название книги Смита было бы точнее перевести не как “Богатство народов”, а как “Богатство наций”, поскольку в отличие от английского языка в русском понятия «народ» и «нация» различаются. Адам Смит, ранее написавший «Теорию нравственных чувств» и полагавший, что естественные (и божественные) законы морали составляют фундамент экономических отношений, не случайно в заглавие своего экономического труда поставил термин “нация”.