Национальная система политической экономии-стр.264

Международная торговля, как мы это показали в предыдущей главе, выражается главным образом обменом мануфактурных изделий на сырье и естественные произведения, а в частности, на произведения жаркого пояса. Земледельческие страны умеренного пояса могут предлагать странам жаркого пояса только то, что эти последние производят сами, или то, в чем они не нуждаются, каковы: сырье и пищевые продукты; поэтому не может быть и речи о прямых торговых отношениях, а следовательно, и о мореходстве между странами земледельческими и странами жаркого пояса. Потребление колониальных продуктов земледельческих стран должно ограничиваться тем количеством, какое они могут приобрести у стран мануфактурных и торговых в обмен на свои продукты земледелия и сырье; следовательно, они принуждены получать эти предметы из вторых рук.

В отношениях между земледельческой нацией и нацией мануфактурной и торговой на долю последней всегда выпадает наибольшая часть стоимости морского транспорта, если бы последняя даже и не захватила львиной доли при посредстве законов мореходства.

Помимо внутренней и международной торговли значительное число кораблей бывает занято морскими рыбными промыслами; однако вообще для земледельческой страны почти или совсем чужда эта отрасль промышленности по той причине, что в ней не может явиться большого спроса на произведения моря и что мануфактурные страны в интересах развития соб ственных морских сил имеют обыкновение сохранять свои рынки для собственных рыбопромышленников.

Флот вербует своих штурманов и матросов с частных торговых судов, и опыт показал, что нельзя создать хороших матросов таким же путем, как солдат для армии, и что, напротив, их воспитывают каботажная практика, международное мореходство и большие рыбные промыслы. Морские силы нации всюду поэтому развиваются пропорционально указанным морским промыслам, а следовательно, они ничтожны в стране исключительно земледельческой.