Национальная система политической экономии-стр.263

Вследствие усовершенствования путей сообщения страны жаркого пояса встали в несравненно более близкие отношения со странами пояса умеренного, их торговые отношения бесконечно выиграли от уменьшения опасности, от сокращения времени и понижения фрахтов, а также и от большей правильности; но они выиграют еще больше, когда повсюду разовьется пароходство и когда железнодорожная сеть покроет внутреннюю Азию, Африку и Южную Америку.

Вследствие отпадения Южной Америки от Испании и Португалии и вследствие распада Турецкой империи масса земель окажется пригодной для общего пользования. Эти плодороднейшие в мире земли ждут с нетерпением, когда образованные народы в мирном согласии направят их по пути безопасности и порядка, цивилизации и благосостояния, они ничего не требуют больше, как ввоза к себе мануфактурных изделий в обмен на произведения своего климата.

Как видите, здесь для всех стран Европы и Северной Америки, призванных к развитию фабрично-заводской промышленности, достаточно земель, чтобы довести эту промышленность до цветущего состояния, увеличить потребление продуктов жаркого пояса и в той же пропорции расширить прямые отношения со странами этого пояса.

ГЛАВА XXII. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ТОРГОВОЕ МОРЕХОДСТВО, МОРСКИЕ СИЛЫ И КОЛОНИЗАЦИЯ

Фабрично-заводская промышленность, базированная на обширной внутренней и внешней торговле, является вместе с тем существенным условием для развития значительного мореходства. Так как обширная внутренняя торговля служит для снабжения фабрикантов топливом и строительными материалами, сырьем и пищевыми продуктами, то каботаж и речное судоходство в стране чисто земледельческой не может преуспевать. Каботаж же является школой и рассадником матросов, капитанов и школой кораблестроения; поэтому в странах земледельческих недостает главнейшего элемента, обусловливающего обширное мореходство.