Национальная система политической экономии-стр.19

С другой стороны, нелишне вспомнить, что основоположник концепции постиндустриального общества Даниел Белл наряду с выделением трех глобальных стадий экономического развития ввел также понятие «трех инфраструктур». Первая —транспорт для передвижения людей и товаров. Вторая — средства доставки энергии: нефте- и газопроводы, линии электропередачи. Третьей инфраструктурой стали телекоммуникации. С резким увеличением числа компьютеров и информационных терминалов проблема соединения воедино различных средств и путей передачи информации в обществе выходит на первое место в экономической и социальной политике, и в техническом смысле главная проблема постиндустриального общества — создание «третьей инфраструктуры».

Фридрих Лист в XIX веке обозначил и поныне сохраняющую актуальность проблему социального инфраструктурного капитала для первой инфраструктуры; Витте решал эту проблему на практике, расширяя российскую сеть железных дорог как казенным строительством, так и соглашениями с акционерными обществами о сохранении в их собственности принадлежащих им дорог при условии постройки новых линий, протяженностью многократно превосходящих длину линий, которыми эти общества первоначально владели. В XX веке Россия в рамках плановой экономики решала в основном проблему второй инфраструктуры, растратив при этом миллионные человеческие ресурсы из-за варварских отклонений в гулаговские сооружения первой инфраструктуры. Проблема сегодняшнего времени — роль государства в стимулировании третьей инфраструктуры, которая не возникнет самотеком (нобелевский лауреат физик А. М. Прохоров в своих предсмертных статьях о волоконно-оптической связи подчеркивал, что западные компании прокладывают через Россию линии с пропускной способностью на порядок меньше, чем за рубежом) и без которой Россия потеряется в сетях глобализации.