Национальная система политической экономии-стр.10

В Соединенных Штатах, где он прожил семь лет (1825-1832), Лист раньше других экономистов осознал громадную будущность железных дорог и проявил себя как предприниматель. В Германию он вернулся уже дипломатом и экспертом по железнодорожному строительству. Ему было мало основанного в 1833 году Таможенного союза — первого реального шага к германскому экономическому единству, и он пытался осуществить проект всегерманской железнодорожной сети, но не нашел должной под держки. Новая эмиграция — на этот раз во Францию (1837-1840) — стала этапом систематизации собственной экономической доктрины, впитавшей и германский патриотический пафос, и влияние экономического опыта молодой североамериканской республики, и уроки французских традиций государственного вмешательства в экономику. Впрочем, положительные примеры в подтверждение своей ключевой идеи воспитательного протекционизма Лист находил и в экономической истории Англии, и даже в экономической политике России, а отрицательные примеры брал из опыта широкого круга европейских стран.

Лист очертил свою «Национальную систему политической экономии» (трактат впервые вышел в Аугсбурге в 1841 году) рядом противопоставлений классической английской политэкономической школе, которая к тому времени в сочинениях эпигонов — не только британских, но и французских, и германоязычных — приняла характер «либерального оптимизма», универсализации принципа laissez faire. Полемический запал Лист направил на А. Смита и Ж. Б. Сэя, хотя в не меньшей степени оппонировал и концепциям Д. Рикардо. «Политэкономии меновых ценностей» и космополитизму Смита и Сэя, принципу сравнительных преимуществ Рикардо Лист противопоставил учение о национальной ассоциации производительных сил и взаи-мовыгодности свободной торговли лишь между нациями, стоящими на равной высоте экономической культуры. Если страна на более низкой ступени, то необходима школа воспитательного протекционизма для перехода через развитие производительных сил к более высокому состоянию.