Экономическое преобразование России-стр.97

Эти успехи основаны на постоянно действующих факторах, как то: рост населения и его благосостояния; строительство новых железных дорог; улучшение условий перевозок по суше, морю, рекам и каналам;

развитие сельскохозяйственного, добывающего и обрабатывающего производства; децентрализация коммерческого кредита, организация местных бирж, съездов, комитетов, ассоциаций торговцев, цель которых урегулировать внешнюю и внутреннюю торговлю; появление коммивояжеров нового типа, предлагающих образцы товаров местного производства на больших потребительских рынках, и т.д.

Все эти факторы продолжат оказывать свое воздействие, и через 15-20 лет российская внешняя торговля достигнет таких масштабов, которые никто и предположить не мог еще в 1901-1902 гг. Но уже сейчас было бы интересно сравнить данные по российской внешней торговле в десятилетнем интервале. Поскольку данные за 1912 г. еще неполные, мы сравним 1901 и 1911 годы (табл. 3.5, 3.6).

Таблица 3.5. Импорт в Россию (млн р.)

Статьи

1901

1911

Прирост в 1911

Общий

%

Машины

56,5

143,9

87,4

154,7

Хлопок-сырец

57,3

105,9

48,6

84,8

Необработанная шерсть

15,1

42,7

27,6

182,8

Выделанные кожи

12,5

36,4

23,9

191,2

Уголь

17,8

33,0

15,2

85,4

Каучук

16,6

27,8

11,2

67,4

Шелк-сырец

11,1

24,8

13,7

123,4

Бумага

10,5

24,4

13,9

132,4

Засоленная сельдь

10,0

21,6

11,6

116,0

Химикаты

13,1

20,4

7,3

55,7

Итого по десяти статьям

220,5

480,9

260,4

118,1

Импорт машин любого рода — кроме железнодорожных локомотивов, которые строятся в России, — вырос за 10 лет примерно на 155%, и необходимо помнить тот факт, что, несмотря на успехи национальной металлургии, русские промышленники в 1911г. закупили за границей машин на 384 млн фр. Введение этих машин в эксплуатацию, в свою очередь, повлечет за собой рост производства, от которого в конечном итоге выиграет внешняя торговля.