Экономическое преобразование России-стр.96

Статьи

1902

1912

Импорт

Экспорт

Разница

Импорт

Экспорт

Разница

Продукты питания и скот

125,8

561,6

+435,8

142,8

818,6

+675,8

Сырье и полуфабрикаты

312,6

260,9

-51,7

516,3

578,8

+62,5

Промышленные изделия

160,8

37,8

-123,0

375,4

29,6

-345,8

Итого

599,2

860,3

+261,1

1034,5

1427,0

+392,5

достигал 436 млн р. Таким образом, внешняя торговля России в том, что касается продуктов питания и скота, сводит баланс в свою пользу благодаря тому, что активный баланс этой категории значительно превосходит пассивный баланс двух других категорий товаров.

В 1902 г. объем внешней торговли России равнялся 1459,5 млн р., или 3896,9 млн фр., т.е. 10,48 р. (27,98 фр.) на душу населения. В 1912г. сумма выросла до 2461,5 млн р., или 6752,2 млн фр., т.е. 14,39 р. (38,42 фр.) на душу населения. Таким образом, хотя население России выросло со 139,32 млн чел. в 1902 г. до 171 млн чел. в 1912 г., среднее значение объема внешней торговли на душу населения увеличилось на 3,91 р. (10,44 фр.), т.е. на 37,3%.

Во Франции за тот же период среднее значение объема внешней торговли на душу населения увеличилось на 70,1%, но население выросло только на 600 тыс. чел. (табл. 3.4).

Таблица 3.4. Внешняя торговля России и Франции. Сравнительные данные 1902 и 1912 гг.

Показатели

1902

1912

Прирост в 1912 (%)

Млн р.

Млн фр.

Млн р.

Млн фр.

Россия

Импорт

599,2

1599,9

1034,5

2762,1

72,6

Экспорт

860,3

2297,0

1427,0

3810,1

65,9

Общий объем торговли

1459,5

3896,9

2461,5

6572,2

68,7

Млн жителей

139,3

171,1

22,8

Объем торговли на душу населения (р. и фр.)

10,48 р.

27,98 фр.

14,39 р.

38,42 фр.

37,3

Франция

Импорт

1645,7

4394,0

2514,1

8230,8

87,3

Экспорт

1592,6

4252,2

3082,7

6712,6

57,9

Общий объем торговли

3238,3

8646,2

5596,8

14943,4

72,8

Млн жителей

39,1

39,7

1,5

Объем торговли на душу населения (р. и фр.)

82,82 р.

221,13 фр.

140,89 р.

376,17 фр.

70,1

3. Характер внешней торговли

Очевидно, России предстоит еще многое сделать, чтобы ее внешнеторговые сношения достигли уровня крупнейших западноевропейских стран, но уже достигнутые ею за последние десять лет успехи — доброе предзнаменование на будущее.