Экономическое преобразование России-стр.67

Если бы по железной дороге, т. е. с наименьшими издержками, зерно Семиречья можно было перевозить в районы Сырдарьи, Самарканда, а главное - Ферганской долины, тем самым можно было бы добиться двойного результата: 1) существенно снизить цену на зерно в этих трех областях, что, поощряя выращивание хлопка, побуждало бы крестьян замещать им пшеницу и сокращать посевы зерновых;

2) создать новые рынки сбыта в Семиречье, что способствовало бы развитию сельскохозяйственного производства этой плодородной земли.

Переходя от теории к практике, правительство Российской империи инициировало создание Общества Семиреченской железной дороги (Восточный Туркестан), цель которого - строительство и эксплуатация железной дороги государственного значения от станции Арысь (железная дорога Ташкент-Оренбург) до города Пишпек, с ответвлением до поселка Токмак и продолжением до города Верный. И это Общество (с уставным капиталом в 5072 тыс. р., или 13542 тыс. фр.) только что (в октябре 1913 г.) выпустило во Франции первый заем в 243456 облигаций по 500 фр., или 187,5 р., представляющий номинальный капитал в 121728 тыс. фр., для строительства первой очереди этой сети. Есть все основания верить, что после введения линии в эксплуатацию, т.е. через четыре-пять лет, надежды г-на Кривошеина осуществятся и снижение цен на зерновые в районах Сырдарьи, Самарканда и Ферганы обусловит значительное распространение хлопка.

Г-н Кривошеин рассчитывает на прирост по крайней мере в 200 тыс. десятин, или на 53% по отношению к площади, в настоящее время отданной под хлопок. Если его надежды, которые вовсе не кажутся необоснованными, осуществятся, этот государственный деятель окажет огромную услугу своей стране, ибо вот какую дань заплатила Россия зарубежным странам за потребление хлопка в последние пять лет (табл. 1.29).