Экономическое преобразование России-стр.36

Женщины-агрономы могут занимать те же должности, что и мужчины, в земствах и на опытных сельскохозяйственных станциях.

Высшие курсы совместного обучения в Санкт-Петербурге посещают примерно 1000 слушателей обоих полов. Департамент землеустройства и земледелия предоставил в их распоряжение огромный участок, на котором были организованы опытные площадки и станции.

Подобные курсы вскоре будут открыты в Саратове, Харькове и Киеве; планируется их открытие и в Тифлисе.

II.    Средние школы. Таких школ 15, и в каждой обучается примерно 150 чел.

III.    Начальные школы. Это школы практического обучения сельскому хозяйству: сейчас их 213, общее количество учеников - 9656 чел.

***

Дипломированные агрономы, закончившие высшие учебные заведения, так же как и слушательницы сельскохозяйственных курсов Петербурга и Москвы, пользуются большим спросом в земствах, которые поручают им организацию на своей территории курсов практического обучения, охотно посещаемых крестьянами-единолични-ками и их детьми, или же создание опытных площадок, где жители окрестных деревень могут видеть результаты селекции семян, разумного использования сельскохозяйственных орудий и удобрений, наиболее подходящих для местных почв, которые сильно разнятся в зависимости от района.

Благодаря именно этим учителям, как оседлым, так и разъезжающим по деревням, сотни тысяч крестьян — я бы даже сказал, миллионы — научились пользоваться теми значительными преимуществами, которые дали им законы от 1906 и 1910 гг.; таким образом, они сумели улучшить свои земли и повысить урожайность в тех пропорциях, которые мы рассмотрим далее.

Но следует отдать должное также царю Николаю II и его министрам: эти результаты — их рук дело, поскольку по большей части обусловлены их упорным желанием следовать программе, намеченной указом от 30 марта 1905 г., и значительными ассигнованиями на просвещение и землеустройство в соответствии с указом от 9 ноября 1906 г. Впрочем, в доказательство этого достаточно указать размер сумм, выделенных в 1907 и 1913 гг. на учреждения сельскохозяйственного образования, на землеустройство и сельскохозяйственное производство и на поощрение промыслов (табл. 1.5).