Экономическое преобразование России-стр.33

Впрочем, в росте ипотечного долга на земельную собственность в России нет ничего страшного, если принять во внимание рост сельскохозяйственного производства, происходивший в тот же период.

5. Сельскохозяйственное образование в России

До аграрной реформы 1906г. сельскохозяйственное образование в России было распространено мало. Но благодаря энергичным действиям министра земледелия г-на Кривошеина (который наряду с г-ном Коковцовым был одним из самых просвещенных и активных сотрудников г-на Столыпина и одним из самых принципиальных сторонников этой реформы) это образование было организовано очень разумно, и можно надеяться, что вскоре его уровень будет соответствовать новой обстановке.

Сельскохозяйственное образование в России в настоящее время осуществляется на трех уровнях: высшие, средние и начальные учебные заведения, практически соответствующие французскому разделению на три цикла обучения.

I. Высшая школа. Высшая школа готовит инженеров-агрономов. Те по большей части служат в земствах, и им в обязанность вменяется обучение сельскому хозяйству в сельской глубинке, по которой они постоянно разъезжают. Часто также инженеры-агрономы становятся преподавателями в средней школе. Некоторые управляют экспериментальными хозяйствами. Другие (но их совсем немного) трудятся в частных поместьях.

Высшие учебные заведения следует разделить на те, что созданы государством, и обязанные своим существованием частной инициативе.

а) Государственные учреждения. В настоящее время насчитывается четыре таких регулярно функционирующих учреждения: две сельскохозяйственные академии — Московская и Новоалександровская (около Варшавы) и сельскохозяйственные отделения политехнических институтов в Риге и Киеве.