Экономическое преобразование России-стр.191

1912 г. рост консолидированного государственного долга России составил 2213 млн р., а рост процентных выплат и погашения этого долга — 111,6 млн р. Но нельзя забывать, что в течение того же периода сеть железных дорог в европейской части России увеличилась на 4708 верст, а в азиатской на 1539 верст, т.е. всего на 6247 верст, и что чистые доходы, которые принесла казне эксплуатация железных дорог, также значительно выросли.

Так, чистый доход от государственных железных дорог вырос в 1902-1912 гг. на 196581 тыс. р., в то время как расходы на обслуживание государственного долга за тот же период увеличились только на 111600 тыс. р. (табл. 7.11).

Напомним нашим читателям то, о чем мы уже рассказывали в параграфе «Нынешнее финансовое положение государственной сети железных дорог»: чистый доход от железных дорог, достигнув

302 500 тыс. р. в 1911 г. (вышеприведенные цифры представляют собой предварительную оценку для 1912 г.), уже составляет 3/4 от ежегодных процентных выплат и погашения государственного долга России.

Таблица 7.11. Государственные железные дороги.

Эксплуатация в 1902 и 1912 гг.

Показатели

1902

1912

Прирост в 1912

Всего

°/

Протяженность эксплуатируемых ж/д (верст)

Европа

28829

33537

4708

16,3

Азия

7764

9303

1539

19,8

Итого

36593

42840

6247

17,1

Валовой доход (млн р.)

Европа

396466

700185

303719

75,6

Азия

44942

121557

76615

170,4

Итого

441408

821742

380334

86,2

Общие расходы (млн р.)

Европа

265448

402533

137085

51,6

Азия

51048

97716

46688

91,4

Итого

316496

500249

183753

58,1

Чистый доход от всей сети ж/д (млн р.)

124912

321493

196581

157,3

Но разве у российского государства нет других обязательств помимо тех, что проистекают из его консолидированного долга?