Экономическое преобразование России-стр.184

Если сравнивать данные бюджета по двум годам, взятым отдельно, рискуешь не получить истинную картину финансового положения государства по причине особых обстоятельств, которые могут случайно повлиять на государственные доходы или расходы, но результаты, полученные при сравнении средних пятилетних значений по всем категориям обыкновенных доходов и расходов, дают столь высокую степень достоверности, что ими можно пользоваться без всяких колебаний.

Из вышеприведенной таблицы следует, что между двумя соответствующими периодами сумма прямых налогов выросла на 91 млн р., или на 73,4%, и этот рост был бы еще более значительным, если бы мы сравнивали не средние значения по двум пятилеткам, а результаты 1902 и 1912 гг. (110 млн р. прироста).

В качестве прямых налогов имеются в виду: налоги с частных лиц, поземельный и лесной, сумма которых выросла с 45 млн р. в 1901г. до 70 млн р. в 1911г.; налог на торговлю и промышленность (69 млн р. в 1901 г. и 126 млн р. — в 1911 г.); налог на доход от ценных бумаг (17 млн р. в 1901г. и 29 млн р. в 1911 г.).

Средний доход от таможенных сборов увеличился на 85 млн р., или на 39,2 %, в чем нет ничего удивительного, если принять в расчет рост народонаселения и его благосостояния в указанный период.

Рост благосостояния подчеркивается увеличением доходов от сбора налога на сахар на 70,6% (расчет налогообложения остался прежним), в то время как население не выросло и на 21%. Впрочем, мы знаем, что среднее ежегодное потребление сахара в России в 1910— 1911гг. достигло 17,8 фунтов против 12 фунтов в 1900-1901 годах.

Рост доходов от гербовых сборов, от налога на переход права собственности и т.д. — верный показатель экономического и финансового развития. Средний показатель по этой статье вырос на 77 млн р., или на 82,8%, но с 1901 по 1911г. доходы от гербовых сборов и регистрации увеличились с 42 до 93 млн р.; от налога на переход права собственности (продажа собственности, дарение, наследование и т.д.) - с 23 до 45 млн р.; налог на скорые пассажирские и товарные перевозки - с 15 до 28 млн р. и т.д.