Экономическое преобразование России-стр.155

Таблица 5.8. Перевозка товаров внутри России (млн пудов)

Годы

По воде

По ж/д

Всего

%

По воде

По ж/д

1902-1906 (ср.)

2158

4596

6754

31,95

68,05

1907

2198

5248

7446

29,51

70,49

1908

2205

5360

7565

29,14

70,86

1909

2552

5737

8289

30,78

69,22

1910

2663

6097

8760

30,39

69,61

С периода 1902-1906 гг. по 1910 г. объемы транспортировки по воде выросли всего на 23,4%, в то время как рост объемов товаров, перевозимых по железной дороге, достиг 32,7%.

Правительство, тем не менее, ежегодно выделяет значительные суммы на содержание и усовершенствование речной транспортной сети: если в бюджетах за периоды 1901-1905 гг. и 1906-1910 гг. на эти цели выделялось в среднем лишь 12188 тыс. р. и 14266 тыс. р. соответственно, то в бюджетах 1911 и 1912 гг. эта статья расходов выросла до 18976 тыс. р. и 21889 тыс. р.

Первое место среди товаров, перевозимых по воде, занимает лес (53 % общего объема), далее идут хлеб (14%), нефть и нефтепродукты (12%), соль, каменный уголь, строительные материалы и т.д.

Глава VI

Банки, деньги и кредит

1. Государственный банк

В конце правления Елизаветы Петровны (1761) Россия находилась в опасном финансовом положении; ее наследник Петр III надеялся найти средства, создав эмиссионный банк, который немедленно выпустил в обращение 5 млн р. банкнотами и ассигнациями. Петр III процарствовал всего шесть месяцев, и его жена Екатерина И, придя к власти, констатировала, что государственная казна абсолютно пуста.