Экономическое преобразование России-стр.154

В 1912 г. российское правительство, желая привести торговые порты империи в соответствие с новыми экономическими нуждами, представило Думе законопроект о реорганизации местного управления этими портами и начале масштабной программы работ по их обустройству.

Стоимость наиболее неотложных из этих работ была оценена в 217 млн р. (579 млн фр.); Дума проголосовала за проведение этих работ в течение двух пятилеток; в ходе первой — с 1913 по 1918 г. — потребуется 90 млн р., и первое поступление в размере 18 млн р. уже предусмотрено бюджетом 1913 г.

4. Речное судоходство

В Российской империи 362366 верст (386645 км) рек, озер и каналов, из них 270577 верст, или 288706 км, сплавные или судоходные. Сплавные водоемы составляют 68%, а судоходные — 32% этого последнего показателя, но для пароходов доступны лишь 23% водной сети.

Что касается Европейской России, «Статистический ежегодник» за 1911г. дает следующие показатели протяженности водных артерий:

Таблица 5.6. Протяженность судоходных и сплавных путей в России (верст)

Сплавные пути

Судоходные пути

Общая протяженность

50 губерний Европейской России

26698

55738

82436

10 польских губерний

1249

3051

4300

Итого

27497

58789

86736

Согласно исследованиям, проведенным министерством путей сообщения в 1884, 1900 и 1906гг., речной флот Европейской России развивался следующим образом (табл. 5.7).

Таблица 5.7. Российский речной флот

Показатели

1884

1900

1906

А) Пароходы

Количество

1246

3295

3897

Мощность (л. с.)

72105

165004

192284

Себестоимость (млн р.)

48,9

133,3

153,2

В)1

\ругие суда

Количество

20095

22859

23175

Себестоимость (млн р.)

32,1

60,6

71,5

Общая стоимость флота (млн р.)

81,0

193,9

224,7

Несмотря на большую протяженность судоходных водоемов Европейской России и на мощь ее речного флота, количество товаров, перевозимых по воде (рекам, озерам и каналам), значительно уступает грузообороту железных дорог. И вот тому доказательство: