Экономическое преобразование России-стр.151

Российское правительство достигло значительных успехов в развитии торгового флота благодаря поощрению пароходных предприятий, приписанных к определенным портам, строительства и покупки судов.

2. Морское судоходство

Морское судоходство играет очень важную роль в торговых сношениях России с другими странами; к сожалению, на девять десятых это судоходство осуществляется под иностранным флагом. Так, из общего грузооборота 18163 тыс. т (ввоз и вывоз в совокупности) доля иностранных судов в 1901г. составляла 16265 тыс. т, а плававших под российским флагом — 1898 тыс. т, или 10,4% (табл. 5.3).

Иностранная конкуренция существует на морях, но на Балтике она особенно ярко выражена, несмотря на все меры, принимаемые русским правительством для поощрения торгового флота. В данной

Таблица 53. Грузооборот российского морского судоходства в 1901г.

Порты

Под р (

оссийским магом

Под ш с

-юстранным магом

Всего

Кол-во судов

Масса груза (тыс. т)

Кол-во судов

Масса груза (тыс. т)

Кол-во судов

Масса груза (тыс. т)

Ввоз

Беломорские

338

40

492

409

820

449

Балтийские

722

292

4740

3142

5462

3434

Черноморские и азовские

493

609

3454

4395

3947

5004

Тихоокеанские

69

92

287

244

356

336

Всего

1612

1033

8973

8190

10585

9223

Вывоз

Беломорские

313

37

492

410

805

447

Балтийские

717

268

4758

3179

5475

3447

Черноморские и азовские

376

440

3380

4244

3756

4684

Тихоокеанские

72

120

285

242

357

362

Всего

1478

865

8915

8075

10393

8940

таблице идет речь только о конкурентном судоходстве, поэтому каспийская морская торговля в ней не фигурирует.