Экономическое преобразование России-стр.145

Напомним в заключение, что добыча угля в России, составлявшая 16,5 млн т в 1901г., выросла более чем до 30,5 млн т в 1912 г., а добыча нефти, напротив, сократилась с 11,5 млн т в 1901г. до

9,5 млн т в 1912 году.

***

С 1891г., когда во время визита адмирала Жервэ в Кронштадт царь Александр III согласился стоя выслушать «Марсельезу» — жест, ставший отправной точкой франко-русского союза, — Россия расши рила сеть железных дорог государственного значения с 28389 верст (1891) до 62776 верст (1912), т.е. на 34387 верст, или на 1637 верст в год, в то время как в течение предыдущего периода той же продолжительности (1870-1891 гг.) этот рост составил всего 18417 верст, или в среднем 870 верст в год. В этот рост наибольший вклад внесли французские капиталы, и нам не на что жаловаться, ибо те наши соотечественники, которые подписались на российские железнодорожные облигации, гарантированные государством, превосходно поместили свой капитал и способствовали развитию союза, позволив России наращивать одновременно и экономическую мощь, и военный потенциал.

***

Предыдущие главы уже выявили огромный экономический прогресс, которого Россия добилась в течение 10 последних лет, несмотря на войну 1904-1905 гг. с Японией и политические волнения 1905-1906гг.; сравнение результатов эксплуатации российских железных дорог в 1902 и 1912 гг. является дополнительной иллюстрацией этого прогресса (табл. 4.16).

Цифры, относящиеся к 1902 г., взяты из статистического сборника министерства путей сообщения, а относящиеся к 1912 г. были предоставлены мне по предварительным данным в Санкт-Петербур-ге департаментом железных дорог.

Результаты на версту рассчитываются из средней протяженности российской железнодорожной сети в течение рассматриваемых лет. Эти результаты слишком очевидны, чтобы возникала необходимость подчеркивать их экономическое значение.