Экономическое преобразование России-стр.143

Железнодорожные рабочие получают пенсию пропорционально годам выслуги и жалованью за последний год; у них также есть право на еженедельный отдых. Но в России не существует профессиональных союзов железнодорожных рабочих и инженеров, ибо они формально запрещены законом. К тому же, если не считать стачки 1905 г., вызванной революцией, на российских железных дорогах никогда не было забастовок и даже попыток их организовать.

***

В качестве топлива паровозов, следующих по губерниям Российской империи, используются дерево, уголь или нефть. На прибалтийских и северных линиях используются дрова, заготавливаемые в лесах, которые пересекают эти линии; так же обстоит дело на Николаевской железной дороге, соединяющей Санкт-Петербург и Москву.

В области Донца и на линиях московско-варшавского направления, а также на линиях, ведущих к германской границе из Смоленска и Бреста или в малороссийском направлении, к Киеву и Одессе, пользуются донбасским или Домбровским углем, но как только мы приближаемся к Волге, то видим на тендерах паровозов цистерны с нефтью, ибо этот продукт на берегах большой реки дешевле угля и дров.

Экономическое развитие России шло гораздо быстрее, чем рост производства топлива, настолько, что на протяжении уже десяти лет цены на дрова, уголь и нефть постоянно растут, к отчаянию промышленников и даже буржуазии крупных городов, расходы которых на топку почти удвоились.

Приняв во внимание пожелания промышленников и железных дорог, министр торговли и промышленности только что внес в Думу законопроект, цель которого — отменить на год (но только в пользу железнодорожных обществ и государственных предприятий) таможенные пошлины на ввоз угля из-за границы в Россию.